Sex Pistols («Секс Пи́столз») — британская рок-группа, явившаяся наиболее полным воплощением субкультуры панка. Несмотря на непродолжительность своего существования (чуть более двух лет), Sex Pistols оказали влияние на немалое число рок-музыкантов.

Начало (1973—1975)

История Sex Pistols начинается с лондонской группы The Strand, которую в 1973 году основали трое тинейджеров - Стив Джонс (вокал), Пол Кук (барабаны) и Уолли Найтингейл (гитара). Название коллектива было заимствовано из названия песни "Do the Strand" группы Roxy Music. Позже Джонс говорил, что в то время они с Куком играли на ворованных инструментах (Джонс тогда учился играть на гитаре), потому что на свои пришлось бы долго копить.[1]

Члены The Strand периодически наведывались в два магазина одежды на Кингс Роуд, что в районе Челси: "Acme Attractions" (он принадлежал некоему Джону Кривайну) и "Too Fast to Live, Too Young To Die", хозяевами которого были Малькольм Макларен и Вивьен Вествуд. Последнему заведению и суждено было стать колыбелью Sex Pistols. Магазинчик Макларена и Вествуд открылся в 1971 году под вывеской "Let It Rock" и сначала подстраивался под клиентуру так называемых тедди-боев, а в 1972 году, сменив название, переориентировался на модные рокерские и байкерские тенденции. Наконец, через два года, в 1974, он был ещё раз переименован (на это раз в "SEX") и впоследствии стал настоящим центром лондонской панк-тусовки.

В начале 1974 года Джонс попросил у Макларена помочь The Strand раскрутиться, благодаря чему Макларен фактически стал менеджером команды и первым делом добавил к Джонсу, Куку и Найтингейлу в качестве басиста подрабатывавшего у него в магазине Глена Мэтлока - студента Колледжа искусств им. Святого Мартина. В таком составе группа начала репетировать, а в ноябре Макларен улетел в Нью-Йорк, где некоторое время был менеджером New York Dolls. В Лондон Макларен возвращается в мае 1975 года, и находясь под впечатлением от формирующейся заокеанской панк-сцены и в частности от харизмы Ричарда Хэлла из Television, загорается идеей создать провокационную рок-группу (сказалось также и его увлечение в своё время идеями ситуационизма). За основу он решает взять имеющийся "под рукой" коллектив The Strand, который тем временем продолжал репетировать под присмотром друга Макларена Бернарда Роудса (позже стоявшего у истоков The Clash) и уже имел в своём активе выступления на публике. Вскоре с подачи Макларена из группы выгоняют Найтингейла, гитаристом становится Джонс, а группа переименовывается в The Swankers. Однако без харизматичного лидера группа была обречена оставаться малоприметным рок-н-ролльным ансамблем, поэтому Макларен, Роудс и члены коллектива оперативно начали поиски вокалиста. Одним из претендентов был в частности шотландец Мидж Юр из группы Slik. Вообще, "поиски вокалиста", как позже рассказывал Мэтлок, сводились в основном к поиску людей с короткими волосами, потому что длинные тогда носили практически все.

В августе 1975 года Роудс заметил на Кингс Роуд 19-летнего Джона Лайдона, такого же, как и Джонс с Куком, выходца из местной низшей социальной среды. Его внешний вид моментально притягивал внимание: волосы, зачёсанные в беспорядке вверх (первым такую причёску как раз стал носить Ричард Хэлл), рваная, скрепленная булавками футболка с надписью «Pink Floyd», поверх которой фломастером было выведено «Я ненавижу» (в то время это считалось чудовищным музыкальным ругательством), маниакальный взгляд - он казался готовым недостающим элементом для группы оставалось лишь узнать о его музыкальных способностях. В этот же день (по другими сведениям - на следующий) Лайдон был приглашён под вечер в близлежащий паб для встречи с Джонсом и Куком. Джонс позже вспоминал, что прикид Лайдона, его зелёные волосы, манера держаться да и сама встреча произвели на него благоприятное впечатление. Когда паб закрылся, в магазине Макларена Лайдону устроили прослушивание, на котором он поимпровизировал под песню Элиса Купера "I'm Eighteen". Его выступление вызвало у Джонса и Кука смех, но Макларен убедил их принять Лайдона в состав The Swankers и начать репетировать. За нежелание чистить зубы Джонс вскоре окрестил Лайдона "Джонни Роттеном" ("гнилым").

В то время на репетициях группы иногда появлялся Ник Кент, сотрудничавший с журналом New Musical Express, но Роттен сразу же потребовал, чтобы он исчез. Впоследствии Роттен утверждал, что после этого случая Кент не написал про него ни одного хорошего слова. В сентябре группа продолжала репетировать и выступать по местным пабам. Кук, который помимо музицирования ещё и работал, начал подумывать оставить группу под предлогом того, что Джон недостаточно хорошо играет на гитаре. Вскоре в еженедельнике Melody Maker появилось объявление о поиске второго гитариста. Согласно его тексту, кандидат должен был быть не старше 20 лет и должен был выглядеть не хуже Джонни Тандерса из New York Dolls. Большинство из тех, кто откликнулся на объявление, как гитаристы никуда не годились, но Макларен считал, что процесс совместного прослушивания в любом случае усилит сплочённость между членами коллектива. По итогам прослушивания пятым участником группы был взят талантливый и техничный гитарист Стив Нью. Однако навыки игры Джонса постепенно улучшались, да и для разрабатывавшегося группой звучания второй гитарист был не нужен, поэтому Нью покинул коллектив уже через месяц.

Между тем перед группой встал вопрос о смене названия и после разбора множества вариантов (среди которых были Le Bomb, Subterraneans, The Damned, Beyond, Teenage Novel, Kid Gladlove, Creme De La Creme, QT Jones and His Sex Pistols) решено было остановиться на Sex Pistols. По поводу выбора этого названия имеется несколько версий (по одной из них, название было подсмотрено в заголовке порно-журнала, по другой — так называлась уличная группа или банда, увиденная Маклареном в Нью-Йорке). Сам Макларен туманно объяснял, что его идея в общих чертах заключалась в том, чтобы его подопечных воспринимали как "плохих мальчиков", но при этом очень притягательных. В это же время группа начинает писать свой собственный музыкальный материал. Все тексты писал Роттен, а большинство музыки - Мэтлок, хотя в числе авторов всегда указывались все четверо.

Первое официальное выступление группы 6 ноября 1975 года организовал Мэтлок в стенах своего учебного заведения. Sex Pistols играли на разогреве у паб-рок-команды Bazooka Joe, причём одолжив у них оборудование и барабаны. В тот раз группа сыграла лишь несколько кавер-версий - "Substitute" (The Who), "Whatcha Gonna Do About It" (The Small Faces) и "(I'm Not Your) Steppin' Stone", в основном известную в исполнении The Monkees. Очевидцы концерта вспоминали, что музыкально группа ничего выдающегося не представляла, разве что играла крайне громко. Исполнить собственные песни группа не успела, так как участники Bazooka Joe вырубили ей электричество, опасаясь за сохранность своего инструмента. Из-за этого между участниками двух групп случилась

Скандальная известность (1976—1977)

В течение первой половины 1976 года Sex Pistols выступали по клубам Лондона, с лета того года стали выезжать на гастроли в провинцию. У Sex Pistols появился постоянный концертный звукорежиссёр, Дэйв Гудман, который помог группе создать плотный громкий звук, характеризующийся в бесперебойных ударных и искажённом звуке лидер-гитары. Пение Роттена состояло из аффектированных, пародирующих кокни возгласов, пронзительно пропеваемых. Никаких пластинок и радиотрансляций не было, однако известность группы росла быстрыми темпами в среде британского андерграунда. В августе 1976 года Sex Pistols впервые показывают по телевидению (они исполнили одну из своих первых песен, «Anarchy In The U.K.»), чем вызвали у СМИ и широкой публики любопытство к панку. После этого только Макларену удалось выйти на крупный лейбл EMI и заключить контракт. Стоит отметить, что сами музыканты не называли свою музыку «панком», они предпочитали термин «хаос». Термин «панк» (англ. Punk — подонок, хулиган) прижился благодаря прессе. К тому времени Sex Pistols были бесспорным олицетворением панка, воодушевив тысячи людей на создание групп по всей Великобритании, а также изменив мировоззрение уже существовавших  (The Jam, The Clash, Joy Division, The Buzzcocks и др.)

Осенью 1976 года Sex Pistols впервые дали концерт за рубежом (в Париже) и затем выступили на первом панк-фестивале в клубе «100» в Лондоне. Тогда же вышел их первый сингл «Anarchy In The U.K.», занявший 38-е место. Через 5 дней, 1 декабря, состоялось печально известное интервью в телепередаче Билла Грюнди с участием группы и их друзей. После того, как ведущий попытался пофлиртовать с одной из девушек (которой оказалась ставшая знаменитой впоследствии Сьюзи Сью из Siouxsie & the Banshees), музыканты в прямом эфире покрыли ведущего нецензурной бранью — случай, не имевший прецедента до этого на британском телевидении. Шокировал телезрителей и тот факт, что друзья группы появились в повязках со свастикой. На следующий день со стороны прессы и разгневанных граждан Великобритании посыпались проклятья в адрес группы и телеканала Би-би-си. Начавшееся вскоре турне «Анархия» было частично сорвано: во многих городах власти запрещали концерты группы, а те, что проводились, осаждались толпами верующих, посылавших проклятья группе. С этого момента ореол скандальности окружал Sex Pistols до самого распада группы. В начале января 1977 года состоялись выступления в Амстердаме, после чего произошёл очередной скандал в аэропорту «Хитроу» (музыканты совершили акты вандализма в салоне самолёта и продолжили хулиганские выходки в гостинице)

Всё это, вместе с планами выхода нового провокационного сингла «God Save The Queen», оказалось последней каплей для EMI и 27 января 1977 года контракт был расторгнут в одностороннем порядке. Компания выплатила группе неустойку. Тогда же в состав группы вошёл Сид Вишес, давний друг Роттена, заменивший Мэтлока, которого группа так никогда и не приняла в качестве «своего» (официально ему в упрёк ставилась любовь к The Beatles, хотя на самом деле сказывались их социальные различия). Несмотря на неумение играть на бас-гитаре, Сид Вишес оказался идеально подходящим для имиджа панк-рокера, однако его зависимость от тяжёлых наркотиков вносила всё более ощущаемый элемент хаоса вокруг группы.

Обложка сингла «God Save The Queen» (1977)

Пытаясь пристроить новый сингл, Макларен вышел на лейбл A&M. Пресса широко освещала подписание контракта 10 марта 1977 года на площади перед Букингемским дворцом, однако через неделю контракт был расторгнут лейблом, руководители которого были шокированы хулиганским поведением музыкантов в конторе компании. Заинтересованность проявили Virgin, выпустившие в итоге в июне 1977 года сингл «God Save The Queen» (название повторяет английский гимн). В тот год Великобритании праздновался юбилей королевы (25-летие царствования), и торжества совпали с выходом пластинки. Полная ёрничества и жестокой иронии песня оказалась «пощёчиной» английскому истеблишменту. В честь сингла было организовано выступление на речном пароходе, фланирующем по Темзе перед зданием Парламента. Спустя полчаса все участники вечеринки были арестованы полицией. При этом, несмотря на запрет песни по британскому радио, сингл занял 2-е место (по одной из популярных версий, он занял 1-е, но музыкальная индустрия не решилась официально это признать).

Тогда же на участников коллектива было совершено несколько нападений (предположительно роялистами). Это вынудило Sex Pistols сократить концертную деятельность на родине: в конце лета 1977 года группа анонимно выступила всего несколько раз в лондонских клубах. В то же время прошли европейские гастроли и на осень была запланирована поездка в Америку (позже перенесённая на январь следующего года). Интерес к ней был во многом подогрет большой статьей Чарльза М. Янга («Рок болен и живёт в Лондоне», Rolling Stone, 10 октября 1977 года). Автор с большой симпатией написал о панк-роке в целом и The Sex Pistols в частности, неприязненно отозвавшись о поведении масс-медиа и британских властей, чьи запреты и гонения нарушали весь перечень гражданских свобод.

28 октября 1977 года вышел единственный студийный альбом группы (не считая последовавшей звуковой дорожки к фильму) — «Never Mind The Bollocks», занявший 1-е место в британском хит-параде (провокационное название пластинки вызвало очередной скандал). Помимо «Anarchy In The UK» и «God Save The Queen» в альбом вошли также два последние сингла: «Pretty Vacant» и «Holidays In The Sun».